SITE LOGO
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Выберите интересующую Вас категорию » ¤ Место: Земля. Регион: Восток ¤ » Cтатьи Востока » "Древняя Индия" (XХIII века ... или история "Как всё начиналось")
"Древняя Индия"
Romanteg Дата: Воскресенье, 2007-06-10, 04:18 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





"Древняя Индия"

Историю Древней Индии я начал изучать для расширения собственного кругозора. Вполне возможно, что среди читателей окажутся люди, также предпринимающие попытки к самостоятельному изучению истории, в этом случае мой опыт может привлечь их внимание.

Мне знакомы два подхода к изучению истории. Согласно первому, это подробный анализ фактов в их хронологической последовательности. Так, например, преподавали студентам в ВУЗах Историю КПСС в советские времена. Второй подход предполагает помимо исследования фактической стороны попытку установить взаимосвязь и внутреннюю логику событий. Именно такой метод пытался привить нам учитель в средней школе, за что я ему очень благодарен. Все же изучать историю как последовательность событий, не пытаясь задуматься над тем, почему происходило так, а не иначе, скучно.

Работая над материалом, я пытался задавать себе вопросы и искать на них ответ. Например, почему гибнет целая цивилизация без явных причин? Или почему одно философское учение так и остается локальной школой, а из другого вырастает мировая религия?

Древнейшая цивилизация. XXIII-XVIII вв. до н. э.

Уже в VI тыс. до н. э. на территории к западу от реки Инд население начало заниматься земледелием. Именно там возникла первая цивилизация, именуемая. Она занимала территорию долины Инда до Аравийского моря и к востоку до нынешнего Дели.

Исследования Индской цивилизации начались в 1920 г. с открытия городов, относящихся к III тыс. до н. э. Первыми были открыты такие крупные города, как Мохенджо-Даро и Хараппа ( именуются по названию современных близлежащих деревень), а позднее и менее значительные Чанху-Даро и Калибанган, в последнее же время наибольший интерес представляет Лотхал, бывший предположительно морским портом, близ которого обнаружены остатки судостроительной верфи. Всего на сегодня открыто около 200 объектов. Индская цивилизация изучена намного меньше, чем другие древние цивилизации, но есть множество косвенных свидетельств ее высокого развития.

Города долины Инда строились из обожженного кирпича, видимо по причине обилия дождей. Мохенджо-Даро и Хараппа, отстоящие друг от друга примерно на 700 км, имеют сходную до мелких деталей планировку, вероятно тщательно продуманную перед началом строительства, что указывает на развитость строительного дела и связанных с ним наук.

Градостроителями был предусмотрен комплекс сооружений для защиты от сезонных разливов, система водостоков. Города состояли из жилой части и возвышающейся над ней укрепленной постройки-цитадели. Дома в городах были одно - и двухэтажные, с глухими стенами, выходящими на улицу, с внутренним двором. Население могло составлять 50-80 тыс. человек. Постройки были лишены архитектурных украшений, но имели высокий уровень комфорта, жилища были оборудованных водопроводом, комнатами для омовений, совершенной системой вентиляции. Население городов занималось торговлей, на что указывает обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро зернохранилище, были развиты художественные ремесла, ткачество.

Почитались божества, характерные для ранних земледельческих цивилизаций - женщина, как богиня земли и плодородия, священные животные.

Несмотря на развитость городского строительства, для Индской культуры несвойственны монументальные культовые сооружения, лишь в Мохенджо-Даро обнаружена одна постройка, которая могла служить храмом или дворцом правителя. Неподалеку найден искусственный водоем, который мог служить для ритуальных омовений, распространенных и в более поздних культовых действиях.

Археологи обратили внимание на поразительную особенность: планировка городов и внешний облик построек на всем протяжении их существования (около 1000 лет) практически не менялись. Постройки росли только вверх, компенсируя культурные наслоения.

Вот уже около 70 лет ученые занимаются расшифровкой письменности, созданной в ту эпоху, но ключа к прочтению текстов до сих пор не найдено, поэтому нам неизвестно ни истинное название Индской цивилизации, ни названия городов, ни имена богов и исторических лиц.Из найденных предметов культуры, содержащих надписи, наиболее многочисленными являются печати. Это небольшие прямоугольные таблички из камня с резным рельефным изображением. Часто встречаются печати с изображением быка, изображения женского божества в ветвях дерева. Многие исследователи видят в одном из изображений божества мужского пола с рогатой головой, сидящего в характерной йогической позе, прототип бога Шивы, культ которого в настоящее время распространен на юге Индии. Изображения сопровождались надписями, составленными из знаков. Специалисты насчитывают их количество от 200 до 400, следовательно, письмо не могло быть алфавитным, т.к. человеческий голос не в состоянии воспроизвести такое количество звуков. Большинство специалистов считают, что Индскую цивилизацию создал народ, потомками которого является современное население юга Индии, и пытаются установить сходство между их языками и древним языком, но пока безуспешно.

Обнаружено, однако, что письменность, как и Индские города, не претерпела никакой эволюции на протяжении всего периода существования цивилизации, будто была создана раз и навсегда.

При этом Индская цивилизация не была изолированной от остального мира, обнаружены тесные торговые связи со многими регионами, главным образом с городами Месопотамии.

Упадок цивилизации долины Инда начинается в XVII-XV вв. до н. э. На него указывает постепенное сокращение торговых связей, ухудшение качества построек. О причинах упадка существует множество версий, но все их авторы сходятся в том, что города гибли не вследствие завоевания иноплеменными народами. Не обнаружено каких-либо следов масштабных военных действий, найденное оружие скорее относится к охотничьему, чем к боевому.

По одной из версий, причиной упадка стала экологическая катастрофа, вызванная чрезмерной вырубкой лесов на топливо, необходимое для обжига кирпича, из которого строились города, вследствие чего климат сделался засушливым. По другой, причиной указывается эпидемия малярии, распространившаяся среди городского населения, о чем свидетельствуют данные антропологического исследования костных останков.

Среди местных жителей существует поверье, что Мохенджо-Даро погиб из-за правителя, который безнравственным поведением навлек на себя гнев богов.

В XV в. до н. э. в долине Инда появились племена, именовавшие себя ариями. Арии были носителями другой культуры, с распространением которой связан уже следующий период истории.

Общество ведийского периода. XVIII – VI вв. до н. э.

Ведийское общество по мере освоения арийскими племенами Северной Индии приобрело ярко выраженную иерархическую структуру. Существование общественной иерархии свойственно всем государствам, но в древней Индии ей было дано философское обоснование. Было установлено, что в человеке есть природная основа, определяющая его место в обществе, образ жизни, долг и обязанности. Исполнение долга ведет к достижению совершенства, гармоничным отношениям с другими людьми, и, в конечном счете, делает человека счастливым, тогда как уклонение от образа жизни, предопределенного своей собственной природой, является причиной всевозможных несчастий.

Существовало четыре общественные группы, именуемые варнами. Деление людей на варны считалось данным от бога Брахмы – прародителя всей Вселенной, человека и других существ. Четыре варны произошли из различных частей его тела: брахманы из головы, кшатрии из рук, вайшьи из туловища, шудры из ног.

В Бхагавад-Гите так определено назначение варн: «Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также прямота, мудрость, знание, вера в бога - таков долг брахмана, рожденный его собственной природой. Доблесть, великолепие, твердость, быстрота, неспособность бежать с поля битвы, великодушие - таков долг кшатрия, рожденный его собственной природой. Землепашество, скотоводство и торговля суть обязанности вайшьи, рожденные от его собственной природы. Область служения есть долг шудры, рожденный от его собственной природы».

Брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дважды рожденными», т.к. в детстве проходили церемонию посвящения, приравнивающуюся ко второму рождению, что давало им право на участие в ведических ритуальных действиях.

Основным занятием брахманов было изучение и толкование священных вед, исполнение ритуалов и жертвоприношений, духовное руководство народом. Знания, носителями которых были брахманы, были весьма востребованы и высоко ценились. Так в Упанишадах есть много эпизодов, где мудрец-брахман получает от правителя богатые подношения за поучительную беседу или за победу в философском диспуте.

Брахману запрещалось заниматься светскими делами, жизнь его подчинялась строгим этическим правилам и ограничениям, каждый возрастной период был нацелен на решение определенных задач.

Изучение вед было запрещено для представителей варны шудр, но принадлежность к варне не всегда определяли только по тому, в какой семье родился человек. Так, в Упанишадах есть предание о юноше, пожелавшем изучать веды. Придя к учителю, на вопрос о том, к какому роду он принадлежит, юноша ответил: « Не знаю, господин, из какого рода я. Я спросил свою мать. Она мне ответила: « В своей юности когда, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь». На это учитель ответил ему: « Не может не брахман так изъясняться. Я возьму тебя учеником. Ты не отступил от истины».

Веды были своеобразным источником универсальных всеобъемлющих знаний, от которых взяли свое начало частные науки, а брахманы были наиболее образованными людьми своего времени и именно они положили начало астрономии, математике, грамматике языка, медицине. Философские идеи, содержащиеся в ведийских памятниках, легли в основу учений школ, сложившихся позднее в Индии и в западном мире.

Кшатрии - люди, наделенные властью, государственные правители и военачальники. Царь или раджа считался фигурой, олицетворяющей всех своих подданных, для которых он являлся предметом обожания. От его воли зависело благоденствие народа, царь был блюстителем справедливости и закона, защитником от врагов. Особо подчеркивалась его физическая мощь и мужество, а также щедрость.

О долге кшатрия говорится в Бхагавад-Гите, фрагменте Махабхараты. Эпос повествует о борьбе за власть между потомками царя Бхараты, приведшей к военному противостоянию. Перед началом решающего сражения герой поэмы, возглавляющий одну из противоборствующих сторон - Арджуна, встает перед сложным нравственным выбором. Его противники в предстоящем сражении – близкие родственники, к которым он испытывает теплые чувства, начав сражение, он вынужден будет их убивать, тогда как отказ от битвы будет означать малодушие и позор. На помощь приходит друг и учитель Кришна, он указывает Арджуне путь к такой ступени сознания, на которой высшей ценностью являются не личные привязанности, а исполнение своего долга:
«Приняв во внимание свой долг, не нужно тебе колебаться, ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва».

Вайшьи – наиболее многочисленная часть населения, занятого в сельском хозяйстве, члены крестьянской общины, владеющие собственным домом и хозяйством. Право вайшьев на собственность уважалось, их поля считались неприкосновенными. К их занятиям относится также торговля и ростовщичество. Первоначально термин «вайшьи» служил для обозначения полноправного и независимого народа, но в поздневедийскую эпоху деревенские жители и земледельцы рассматриваются как подданные своего правителя, обязанные платить налоги.

Из всех общественных групп шудры наиболее разнородная масса, вероятно по мере освоения ариями новых территорий эта категория все расширялась и пополнялась новыми представителями.

Обязанность шудры, согласно «Законам Ману», служить трем высшим варнам, а если он не найдет возможности поступить в услужение, ему следует заняться ремеслом. Шудры и были, вероятно, слугами или профессиональными ремесленниками, не ведущими собственного хозяйства, но обслуживающие других. Основное, что характеризует шудру, это не имущественное положение, т.к. например, царский слуга мог быть намного богаче земледельца, а его неполноправие или зависимость. Если вайшью – человек, обладающий необходимым минимумом самодостаточности, способный самостоятельно строить свою жизнь, обладающий независимостью и инициативой, то шудра - человек, который в наиболее важных поступках испытывает потребность быть ведомым чьей-то внешней волей. Вероятно, в силу этого обстоятельства они были отстранены от религиозных ритуалов т.к. не обладали собственным «чувством бога», без чего участие в богослужении становилось формальным, что не допускалось.

За пределами общества земледельцев и скотоводов оставались дикие племена джунглей, стоящие вне варн.

Внутри варн существовало деление на касты – замкнутые группы, связанные единством наследственной профессии. В Индии португальскому слову «каста» соответствовало санскритское «джати», в первоначальном значении – род, племя. Наибольшее количество каст было внутри варны вайшьев и шудр.

Итак, согласно ведийским источникам, истинное место человека в социуме определяется его собственной природой заложенной с рождения. Такое общество должно быть вполне гармоничным, а каждый отдельный человек счастливым, однако была ли в действительности когда-либо реализована эта модель или она относилась к области религиозного идеала – не известно.

Похоже, что серьезным препятствием тому была общественная мораль, согласно которой принадлежность человека к касте определялась исключительно условиями рождения, а потребность в социальной реализации подменялась усвоением ценностей, определяющих образ жизни представителей касты: традиций, норм поведения, привилегий, запретов, моды на одежду и т.п. Продвижение активных и одаренных людей по социальной иерархии требовало не только проявления личных способностей и усилий, но и непременного доказательства своего происхождения от высокородного предка, любое отступление от кастовых законов влекло жесткое осуждение.

Возможно, подобный консерватизм проявлялся еще у жителей древних городов Мохенджо-Даро и Хараппа, язык и письменность которых оставались неизменными на протяжении тысячелетия, а сами города застыли в своем архитектурном облике. Возможно, это же качество послужило причиной упадка всей Индской цивилизации.

Буддийский период. VI- II вв. до н. э.

Основным источником исторических сведений об этом периоде является буддийская каноническая литература, а также памятники архитектуры. В северной Индии начинается строительство городов, осваивается изготовление железных орудий труда, совершенствуется сельское хозяйство, строятся ирригационные сооружения. Развитие сельского хозяйства приводит к росту населения. Происходит разделение труда между сельским и городским населением.

Жители городов - купцы, ростовщики, ремесленники, группировались по роду своего занятия и образовывали внутри городов общины со своими обычаями, нормами поведения и культурой, передающейся из поколения в поколение. Главы профессиональных кланов пользовались большим влиянием и участвовали в городском самоуправлении.

В сельской местности основу социальной структуры составляла семья – большая, разросшаяся, с представителями нескольких поколений. Семья владела домом, полями, скотом. Имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Наиболее важные вопросы решались на собраниях родственников. Был широко развит культ почитания предков, ритуалы.

К началу этого периода на территории северной Индии вдоль течения Ганга существовало около двух десятков государств, наиболее влиятельное из них именовалось Магадха. Важнейшей опорой правителей государств была армия, к этому времени уже профессиональная, состоявшая на царском довольствии. На вооружении была конница, тяжелые колесницы, боевые слоны.

К этому периоду относится возникновение первой империи. Основателем правящей династии был Чандрагупта. Известно, что по рождению он принадлежал к шудрам и всего добился благодаря собственным способностям. Чандрагупта был личным слугой при дворе правящего в Магадхе царя из династии Нандов. Вследствие конфликта с ним, он был вынужден скрываться, и бежал в Пенджаб.

Это событие совпало с походом Александра Македонского. В 327-325 гг. до н. э. Александр предпринял индийский поход. Придя в северо-западные территории, он провел ряд успешных операций, в результате которых был захвачен Пенджаб. Чандрагупта имел встречу с Александром с целью убедить его продолжать поход вглубь долины Ганга, однако этот поход не состоялся. Считается, что основным препятствием тому было нежелание солдат и военачальников. Завоевательный поход армии Александра длился к тому времени уже не менее восьми лет, было захвачено достаточно добычи, в столкновениях с армиями индусов македоняне встретили ожесточенное сопротивление, большинство предпочитало вернуться на родину. Понимая, что без должной моральной поддержки дальнейший поход не возможен, Александр отказался от продвижения вглубь страны и направил войска вниз по течению Инда, оставив на завоеванных землях наместников. На этот раз Чандрагупта организовал повстанческое движение против наместников Александра а затем, опираясь на ополчение, отправился в поход на Магадху и занял царский престол, положив начало династии Маурьев.

С VII в до н. э. в течение нескольких столетий в Индии происходил интенсивный культурно-творческий процесс. В этот период возникают философские школы.

В основе всех систем лежали примерно одни фундаментальные идеи. Источник происхождения Вселенной и всех существ – вечный, неуничтожимый Абсолют или Брахман. Мир делится на феноменальный - проявленный, познаваемый органами чувств и разумом. Феноменальный мир изменчив, непостоянен и по сути фиктивен и нереален. За ним стоит не проявленная истинная реальность, вечная, бесконечная, неизменная. Она выше всяких качеств, атрибутов и наименований и потому не может быть познана полностью обычным человеческим разумом. Для ее обозначения использовалось санскритское слово «Tаt», чему соответствует русское местоимение «то».

Опираясь на эти идеи, философские школы строили картины происхождения Вселенной, пытались объяснить суть Абсолюта, выдвигали концепции человека, его места в мире, его назначения.

I тыс. до н. э. немецкий философ Карл Ясперс определил как «осевое время», в том смысле, что через этот период проходит граница, разделяющая миропонимание древнего человека от современного. Если раньше человек не осознавал себя вне единой гармонии бытия, своей родовой принадлежности, связи с богами и силами природы, то на протяжении «осевого времени» происходит осознание обособленной индивидуальности. Похоже, что в этот период в сознании человека укореняется понимание разрыва между тем, что есть и тем, что должно быть, что плохого в мире больше, чем хорошего. Формируется духовный запрос на то учение, которое дает ответ на вопрос о смысле индивидуальной жизни, о путях спасения от зла, которое преобладает.

Около 600 г. до н. э. в Индии возникло такое философское направление, как буддизм. Установлено, что Будда не миф, а историческое лицо. Он родился в семье одного из князей, кшатриев, из рода Шакья, владеющего группой деревень в предгорьях Гималаев и по рождению носил имя Сиддхартха, у него было также прозвище Гаутама. Жизнь Будды разделяют на три периода. Первые годы он провел во дворце своего отца в обстановке изысканной роскоши, готовился к карьере кшатрия, женился, однако продолжать обычный жизненный путь, принятый в среде его сословия, он не стал. Покинув дворец, он сделался аскетом, жил среди лесных отшельников, познавал их учения, поэтому Будду именуют также Шакьямуни, что означает отшельник из рода Шакья. Причина его поисков - сострадание к людям, терпящим нищету, болезни, физические и нравственные лишения, связанные со старостью, одиночеством, приближающейся смертью. Не найдя ответов в учениях отшельников, на пути духовного подвижничества и самоистязаний, он стал искать решение силой собственного ума. Результатом стало создание учения, вскрывающего внутренние причины страданий и указывающего пути к их преодолению. На протяжении третьего периода своей жизни он странствовал с целью проповеди своего учения и приобрел множество учеников и последователей.

Суть основной структуры буддийской доктрины составляют «четыре благородные истины». Первая - признание того, что в жизни неотъемлемо существует страдание и оно подлинно. Вторая - классификация видов страданий и установление причин, их вызывающих. Третья - обоснование возможности устранения внутренних причин страдания. Четвертая – пути прекращения страданий.

По преданию, первых учеников Гаутама Будда встретил в г. Сарнатхе, где произнес первую проповедь о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути спасения», впоследствии это место стало одной из святынь буддизма. Его учение получило широкое распространение сначала в Индии, а впоследствии переросло рамки философской школы и превратилось в мировую религию.

Что отличало буддизм от других современных ему учений? Прежде всего, буддизм имел иную общую направленность, чем ведийский культ, во многом ориентированный на обслуживание светской и бытовой сторон жизни. Богослужение брахманов, ритуалы и жертвоприношения были способом магического воздействия на Космос с целью достижения земных благ – долголетия, обретения потомства, власти или богатства, тогда как согласно учению Будды страстное желание благополучия, наслаждений, лучшей судьбы в последующих рождениях само по себе неотъемлемо содержит в себе основу будущего страдания. Единственный путь освобождения от него - достижение полного контроля над своим духом и поведением с конечной целью освобождения от последующих рождений в физическом теле.

Будда, не отрицая существования бога, намеренно отказался от каких-либо умозрений относительно того, какова его природа, каков его закон, в каком отношении к богу находится человек, но указал своим ученикам путь к достижению такого состояния, в котором сознание каждого становится открытым для познания бога. Жрецы - брахманы претендовали на исключительное право выступать в роли посредников между человеком и божествами, а зачастую ставили себя наравне с богами.

Существование кастовой иерархии не отрицалось, но для достижения спасения в буддизме первостепенным считалась не кастовая принадлежность, а способность отказаться от мирской жизни, от собственности, внешних уз, душевных привязанностей. Путь вступления в буддийскую общину не был закрыт ни для кого, тогда как брахманы тщательно скрывали свои учения от низших сословий.

Способом освобождения от желаний как от причины страданий, Будда считал не насильственное их подавление, а использование жизненной энергии на благо других, отказ от эгоистических поступков, что приводит к очищению ума и он, по-видимому, был первым в Индии, кто выступил с подобной идеей.

В литературе буддийского канона «Джатаках» - притчах, о эпизодах жизни Будды в прошлых рождениях, (Бодхисаттвах), говорится о том как, крестьяне одной из деревень, следуя его наставлениям, бескорыстно совершали простые добрые дела на благо всех односельчан: расчищали дороги, рыли пруды, строили общественные постройки. Тогда как ведийские подвижники видели путь к совершенству через намеренное претерпевание физических лишений – стояли годами на одной ноге, висели вниз головой над дымом костра, мучили себя голодом, холодом и жарой.

Вероятно, путь достижения просветления через альтруистическое служение ближнему был многим более понятен и доступен, чем аскетический подвиг, что способствовало широкому распространения буддизма.

Последователи Будды образовывали монашеские общины. Члены общины именовались бхикшу, т. е. нищие. Четыре месяца в году - сезон дождей - они проводили в пещерах или в помещениях монастырей, остальное время странствовали, проповедуя учение и собирая милостыню. Монахи носили одежду оранжевого цвета, брили наголо голову. Главным их занятием была постоянная работа над собой, тренировка психики, достижение самоконтроля. В их практику входило также проведение периодических коллективных покаяний, во время которых каждый монах рассказывал о своих прегрешениях, и принимал назначенное ему искупление. Они занимались также врачеванием, работами по обустройству монастыря.

Буддизм встречал сопротивление со стороны духовной элиты – брахманов, но как правило пользовался поддержкой правителей.

Особо покровительствовал буддизму царь Ашока (273-232 гг. до н. э.) – третий представитель династии Маурьев, внук Чандрагупты. Во время его правления происходит зарождение буддийской архитектуры, было построено около восьми тысяч сооружений. В ранней традиции не было принято изображать Будду в скульптурных или живописных образах, вероятно в связи с тем, что он был первым, указавшим путь к состоянию бытия, свободного от каких-либо личностных атрибутов, к которым относится и облик физического тела, поэтому ранняя буддийская скульптура посвящена, как правило, изображению символики учения.

Из сохранившихся до наших дней памятников наиболее известна большая ступа в г. Санчи. Ступа - сооружение, представляющее собой искусственный холм полусферической формы, основанием стоящий на земле, без внутреннего помещения. Размер основания около 34 м. В основании ступы помещались реликвии, связанные с Буддой – волос, зуб, части одежды. Через всю ступу снизу вверх проходит вертикальный стержень, заканчивающийся над вершиной тремя зонтами. С четырех сторон к ступе ведут ворота, украшенные барельефами с изображением мифологических персонажей. Вокруг ступы находилось множество деревянных монастырских построек, не сохранившихся до наших дней. Ступа использовалась для ритуальных церемоний, заключавшихся в обходе ее по террасе, опоясывающей ее по кругу и восхождении на верхнюю площадку.

Во время Ашоки строятся также ступы и буддийские монастыри в г. Сарнатхе. Более всего было возведено колонн. Они строились из камня, имели гладкую цилиндрическую поверхность с высеченными на ней текстами, именуемыми эдиктами. Наиболее известна как скульптурный памятник, т.н. «львиная капитель» колонны царя Ашоки из г.Сарнатха.

В эдиктах говорится о благочестии царя, стремящегося быть не просто светским владыкой, но и духовным лидером, содержатся элементы буддийской проповеди, призывы к веротерпимости, почитанию не только наследственных жрецов - брахманов, но и проповедников новых учений. «Кто из приверженности своей вере хулит чужую, на самом деле лишь вредит своей вере», - говорится в одной из надписей. Известны также надписи, в которых царь приносит покаяние за жестокость и кровопролитие, совершенное им при захвате и присоединении к империи новых провинций.

С целью проповеди буддизма, Ашока рассылал гонцов в разные части света, в том числе и на Цейлон, где и до нашего времени господствует буддийская религия.

Буддизм, как преобладающая религия, просуществовал в Индии около девятисот лет, последующие направления, опирающиеся на ведийскую традицию, заимствовали из него идеал освобожденности - мокша.

Александр Невокшенов, Журнал "Мир совершенства"

Сообщение отредактировал Name1ess - Воскресенье, 2007-06-10, 04:25
 
Выберите интересующую Вас категорию » ¤ Место: Земля. Регион: Восток ¤ » Cтатьи Востока » "Древняя Индия" (XХIII века ... или история "Как всё начиналось")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024